Испытание тормозных колодок Hong Sung Brake Gold по технологии “НАМИ”


Лучший способ рассказать о том или ином продукте – отдать его на тестирование специалистами престижного научного института. Ведь любой журналистский или потребительский тест имеет один, но очень серьезный недостаток – субъективность. Приведенные же цифры не способны врать, если испытания проводились в полном соответствии с разработанной и перепроверенной методикой. Так, в данной статье представлено исследование тормозных колодок для автомобилей Hyundai, проведенное специалистами российского института – ГНЦ РФ ФГУП “НАМИ”.

 

Объектом испытаний стали колодки дискового тормоза автомобиля Hyundai трех производителей: Hong Sung Brake Gold, шифр HSB 806E9Z19 Gold; Sungsin Brake, шифр SP P5356 9F290C. Третья колодка – отечественного производства, но ее название не указано исключительно по этическим соображениям.

 

Основной целью тестирования являлось определение фрикционных свойств и износостойкости тормозных колодок. Кроме того, необходимо было определить влияние колодок на износ тормозного диска и прочность соединения накладки с колодкой согласно действующим в нашей стране нормам.

В качестве методике испытаний была использована программа, по которой подвергаются тестированию колодки на АвтоВАЗе, на инерционном динамометрическом стенде СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля ВАЗ-2108 со сплошным диском, для чего колодки были доработаны по конфигурации. Полученные результаты сравнивались с результатами испытаний серийных колодок автомобиля ВАЗ-2108.

В процессе испытаний вал с инерционными массами и установленном на нем тормозным диском автомобиля ВАЗ-2108 разгонялись до заданной частоты вращения, после чего затормаживались при заданном тормозном усилии (давление в рабочем цилиндре тормозного механизма). Характеристики эффективности торможения определялись в виде зависимости среднего тормозного момента от:

 

  • приводного усилия (давления в тормозном цилиндре) при заданной начальной скорости торможения;
  • начальной скорости торможения при заданной величине приводного усилия (давления в тормозном цилиндре);
  • температуры тормозного диска.

 

Износостойкость определялась с помощью микрометра в каждом цикле испытаний по уменьшению толщины тормозной колодки в четырех точках, равно расположенных по контуру накладки.

 

Износ тормозного диска определялся изменением его толщины за все время испытаний. Измерение осуществлялось с помощью микрометра в четырех точках, равно расположенных по радиусу трения.

 

В чем состоял принцип испытаний?

 

В процессе тестирования вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском раскручивается до заданной частоты вращения, после чего затормаживается на заданном тормозном усилии (точнее, давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма). Температура тормозных колодок определялась на рабочей поверхности тормозного диска на радиусе трения скользящей термопарой типа “хромель-алюмель” (сплавы никеля с хромом и алюминия).

 

На первом этапе была произведена приработка колодок при температуре диска в зоне контакта с колодкой в начале торможения 100°С, начальной скорости движения автомобиля 100 км/ч и конечной – 0 км/ч, а также при давлении жидкости в приводе Р=50 кг/см2. После чего замерили толщину колодок.

 

Для начала проводят цикл из трех испытаний зависимости коэффициента трения от давления в приводе, скорости и температуры. После этих режимов – снова замер толщины колодок.

 

Следующие два этапа испытания – так называемый цикл FADE, имитирующий спуск автомобиля по горному серпантину. Каждый из этапов состоит из 25 торможений с интервалом в 45 секунд. Схема испытаний такова: тормозной диск разгонялся до скорости 100 км/ч, после чего осуществлялось торможение до 50 км/ч с постоянным давлением в системе гидропривода 50 кг/см2.

 

Полученные результаты

 

Наглядная информация о фрикционных свойствах одной пары из каждого комплекта представленных тормозных колодок представлена на соответствующих графиках.

Износ определялся следующим образом. Вычислялась разница в результатах измерений толщины колодок (абсолютный износ) на каждом этапе испытаний и вычислялась средняя величина износа для внутренней и внешней колодок.

 

Другая пара из каждого комплекта представленных тормозных колодок использовалась при испытаниях на прочность клеевого соединения фрикционной накладки с основанием колодки.

 

Выводы, озвученные экспертами “НАМИ”

 

Эффективность торможения колодок (коэффициент трения) Hong Sung Brake Gold наиболее высокая и наиболее стабильная из всех представленных колодок на всех режимах торможения. Их износостойкость проходит по нормативам на всех этапах испытаний, и при этом колодки не агрессивны по отношению к тормозному диску.

 

Колодки Sungsin Brake менее эффективны и менее стабильны на всех режимах испытаний, чем колодки Hong Sung Brake Gold, при этом обладают более высокой износостойкостью, но более агрессивны по отношению к диску.

Колодки отечественного производства наименее эффективны и стабильны из всех представленных на испытания колодок, при этом их износостойкость резко ухудшается при высоких температурах, а по отношению к диску они ведут себя также как колодки Sungsin Brake.

 

Прочность соединения фрикционной накладки с основанием всех видов колодок обеспечивает выполнение требований правил. Колодки Hong Sung Brake Gold пригодны для активной манеры вождения, в то время как колодки отечественного производства можно рекомендовать водителям, исповедующим плавную, неагрессивную манеру вождения автомобиля.

 

По мнению редакции издания, инициировавшего тест, результаты оказались вполне ожидаемыми. Другими словами, если автовладелец намерен использовать недорогие колодки, он должен рассчитывать, что качество будет соответствующее. И напротив, желая получить высокое качество, придется заплатить больше. Наиболее “правильные” с точки зрения объективных результатов колодки Hong Sung Brake Gold стоят недешево, но при этом обеспечивают более высокие характеристики, а значит, цена продукта для конечного потребителя будет чуть выше средней в своем классе.